|
"ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА ШОЛОХОВА"
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ - автор замечательных произведений,
посвященных драматическим судьбам донского казачества.К наиболее известным произведениям относятся:
сборники рассказов «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба — 1926) ;
роман «Тихий Дон» (кн. 1—4, 1928—40); «Поднятая целина» (кн. 1—2, 1932—60);
неоконченная эпопея «Они сражались за родину»; рассказ «Судьба человека».
Михаил Александрович внес непосильный вклад в русскую литературу. За что имел много наград. Вел активную, как литературную, так и политическую, деятельность. Имел множество почетных званий, наград, премий. Награжден Сталинской(1956—57) и Нобелевской (1965) премиями.; академик АН СССР (1939); Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980); Член КПСС (1932); Член ЦК КПСС (1961); Член правления СП СССР (с 1934); Член Всемирного Совета Мира; Почётный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов; Почётный доктор права Сент-Андрусского университета.
В 1925 Шолохов(Ш) начинает писать "Тихий Дон"
(кн. 1—4, 1928—40;Государственная премия СССР, 1941) — роман, принёсший писателю мировую известность.
Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения.
Михаил Александрович создаёт грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений,
традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой
общественной значимости:
о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора,
об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы.
"Поднятая целина" (кн. 1—2, 1932— 1960; Ленинская премия, 1960) — эпическое повествование о 1930 годе,
о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза
в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов
Ш. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности,
трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для
проведения коллективизации в деревне, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры
помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа,
сознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит
"поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Отсюда и своеобразие сюжетных решений:
внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание
к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не
только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Ш. Образ деда Щукаря — одно из
замечательных открытий писателя.
Роман Ш. пронизан раздумьями об истинной человечности, о путях прогресса, об исторической необходимости.
Во время Великой Отечественной войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями очерки Ш. "На Дону", "На юге", "Казаки" и др. Широкую известность приобрёл рассказ "Наука ненависти" (1942). В 1943—44 в "Правде" и "Красной Звезде" начали печататься главы из романа "Они сражались за Родину" (новый вариант — 1969), в котором Ш. поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.
Рассказ "Судьба человека" (1956—57) стал заметным явлением социалистического искусства. Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в её обусловленности, в её связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщённо, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира социализма и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига.
Вклад Шолохова — одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализме — в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа 19 и 20 вв., им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Ш. человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Ш. Именно благодаря этому Ш. имеет мировой успех. Произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие иностранные языки.
"Романы"
"Рассказы"
"Особенности произведений "
|