Михаил Александрович Шолохов
Биография
Произведения
Современники о Шолохове
Изречения Михаила Александровича
Галерея
Заключение
Кантакт
НА ГЛАВНУЮ

"ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА ШОЛОХОВА"

    МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ - автор замечательных произведений, посвященных драматическим судьбам донского казачества.К наиболее известным произведениям относятся: сборники рассказов «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба — 1926) ; роман «Тихий Дон» (кн. 1—4, 1928—40); «Поднятая целина» (кн. 1—2, 1932—60); неоконченная эпопея «Они сражались за родину»; рассказ «Судьба человека».
  Михаил Александрович внес непосильный вклад в русскую литературу. За что имел много наград. Вел активную, как литературную, так и политическую, деятельность. Имел множество почетных званий, наград, премий. Награжден Сталинской(1956—57) и Нобелевской (1965) премиями.; академик АН СССР (1939); Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980); Член КПСС (1932); Член ЦК КПСС (1961); Член правления СП СССР (с 1934); Член Всемирного Совета Мира; Почётный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов; Почётный доктор права Сент-Андрусского университета.
   В 1925 Шолохов(Ш) начинает писать "Тихий Дон" (кн. 1—4, 1928—40;Государственная премия СССР, 1941) — роман, принёсший писателю мировую известность. Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения. Михаил Александрович создаёт грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы.
   "Поднятая целина" (кн. 1—2, 1932— 1960; Ленинская премия, 1960) — эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов Ш. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, сознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Ш. Образ деда Щукаря — одно из замечательных открытий писателя. Роман Ш. пронизан раздумьями об истинной человечности, о путях прогресса, об исторической необходимости.
   Во время Великой Отечественной войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями очерки Ш. "На Дону", "На юге", "Казаки" и др. Широкую известность приобрёл рассказ "Наука ненависти" (1942). В 1943—44 в "Правде" и "Красной Звезде" начали печататься главы из романа "Они сражались за Родину" (новый вариант — 1969), в котором Ш. поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.
   Рассказ "Судьба человека" (1956—57) стал заметным явлением социалистического искусства. Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в её обусловленности, в её связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщённо, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира социализма и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига.
   Вклад Шолохова — одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализме — в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа 19 и 20 вв., им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Ш. человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Ш. Именно благодаря этому Ш. имеет мировой успех. Произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие иностранные языки.


"Романы"
"Рассказы"
"Особенности произведений "


Создатель сайта- Леонова Софья ©2010 год
Hosted by uCoz